25.09.2025 –, Актовый зал (4 этаж)
Поставленный вопрос о возможности рассматривать историю философии сквозь призму истории науки, в частности наук о Земле, имеет утвердительный ответ, поскольку уже с античности мыслители вовлекали в собственные рассуждения представления о строении и динамике Земли и природного пространства. Это подтверждает интерес к космологии и природным основаниям у Анаксимандра и Платона, теологические и натурфилософские изыскания у Августина, механистические модели природы у Декарта, натурфилософские гипотезы и историко-геологические соображения у Лейбница, а также разработки естественно-исторических и космологических схем у Канта. Эта линия указывает на устойчивую взаимосвязь философских концептов с эмпирическими и модельными представлениями о Земле, почве, катастрофах и ресурсах. В двадцатом веке на фоне профессионализации знаний, дифференциации дисциплин и ускоренного развития инструментальной геофизики, произошёл заметный сдвиг: для значительной части философского дискурса Земля утратила статус предмета совместной теоретизации с науками и стала функционировать преимущественно как образ, метафорический ориентир или метафизический маркер, тогда как в собственно науках о Земле рефлексия над моделями, данными и картографическими репрезентациями чаще оставалась вне поля философского анализа. Доклад предлагает рассмотреть это расхождение как историко-эпистемологический процесс, реконструируя узлы, в которых философские понятия материи, основы, среды и формы совпадали с геологическими моделями и практиками наблюдения, а затем расходились с ними, и формулирует исследовательскую задачу актуализации диалога. Наукам о Земле сегодня требуется философская работа по прояснению статуса моделей и симуляций, критериев подтверждения в данных, режимов неопределённости и риска, нормативных рамок извлечения и оборота ресурсов, а также публичной легитимации картографических решений. Со своей стороны философия получает из этого взаимодействия эмпирические кейсы для уточнения понятий репрезентации, масштаба, интервенции и ответственности, что позволяет связать «мир идей» с практиками измерения и прогнозирования. Предлагаемый подход формирует рамку для историко-философского переосмысления роли Земли в философии и для методологической интеграции философского анализа в исследовательские и экспертные контуры наук о Земле, что, в конечном счёте, повышает прозрачность научных решений и расширяет инструментарий общественной дискуссии о будущих режимах взаимодействия человека, Земли и природы.
Философия науки, науки о Земле
-